Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.
Баскетбол, как спортивная игра, имеет очень широкий спектр средств формирования личности ребенка, широко используется как средство укрепления его физического и психического здоровья. В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. Баскетбол является отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходится в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий. В командных видах спорта, в процессе выстраивания тактических взаимодействий у занимающихся формируются положительные личностные качества - коммуникативность, самостоятельность, лидерство, способность к преодолению трудностей. В образовательном процессе создаются условия для самоопределения и самореализации ребенка, проявления его индивидуальности (игровое амплуа). Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, познания в области истории и современного развития спортивных игр в отечественной и мировой практике содействуют нравственному воспитанию детей, проявлению их гражданской позиции в обществе. Все эти качества успешно формируются как в процессе учебно-тренировочных занятий, так и в процессе соревновательной деятельности, учебной и судейской практики.